Почему нельзя осуждать священников

      Илия был человек, подобный нам, сказано в апостольском послании (Иак. 5, 17). Священники пришли не из другого мира, они такие же, как и мы, потомки Адама, с той же прирожденной наклонностью ко злу, как и все люди. Разница лишь в том, что они предстоят у святого престола, что удостаиваются освящающей благодати Божией непрерывно, иногда и каждый день, и таким образом имеют от Господа Бога в сравнении с мирянами гораздо больше сил противостоять греху и соблазнам.

Если же священники и впадают в грехи, то зачастую виноваты в этом миряне, подающие соблазн. Таким образом, и в этом случае необходимо не только снисхождение к священнослужителям, но и покаяние за их и наши пороки. Ведь не только священники дадут ответ Богу за свою паству, но и прихожане не останутся без ответственности пред Богом за своего пастыря.
Когда прихожанка начала осуждать кого-то из духовенства, белгородский старец архимандрит Григорий сказал: «Давай лучше помолимся за него». Он поставил ее с собой на молитву и три часа молился. Вот завет великого старца и пример правильного отношения к пастырям. «Пастырь так же слаб, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек. Поэтому нужно тебе о нем молиться, чтобы он исправился, — это будет на общую пользу», — писал святитель Тихон Задонский.
Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что «благодать действует и через недостойных, так что мы освящаемся и через недостойных иереев». И святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Благодать Божия подается в Церкви и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только через священников. И через недостойных архиереев или иереев совершаются таинства. Господь посылает Ангела Своего, который за недостойных священнослужителей совершает службу Божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим».
Наше недовольство священнослужителем чаще всего вызывается тем, что он не выслушал нас на исповеди, отнесся к нашим грехам и бедам, по нашему мнению, невнимательно. Ведь придя в храм, мы хотим соприкоснуться с совершенно иной жизнью, чем та, которая окружает нас в мире. Красоту, которая видна в устройстве храма, в облачениях священников, в церковном пении, мы хотим видеть и в отношениях между верующими, в отношении священнослужителей к нашим бедам и горестям. Мы ищем в отношениях между верующими людьми любви, правды, ждем, что к нашим нуждам отнесутся с пониманием и любовью.
Все это случается, к сожалению, редко. Человек, недавно пришедший в церковь, может столкнуться с тем же, что и в миру. Увидеть за этим действие благодати Божией бывает для новоначального порой очень нелегко…
Священнику, особенно в большие праздники, приходится принимать десятки, сотни исповедников. Естественно, что на каждого исповедника у него не может найтись много времени. К сожалению, часто в таких случаях происходит то, о чем пишет Святейший патриарх Алексий II: «[Некоторые] священники, в основном из белого духовенства, зачастую вовсе не выслушивают кающихся». Это, конечно, нехорошо, но если мы допустим возобладать в себе обиде или гневу, то причиним вред своей душе — в ней нарушится мир, появится ненависть или уныние, отчаяние. Святые отцы, величайшие знатоки всех тонкостей жизни гл души, единогласно советуют в подобных случаях смириться и обвинить себя словами благоразумного разбойника: «За грехи мои достойное приемлю», — и помолиться за себя и за священника, чтобы Господь простил и ему, и нам все, в чем мы согрешили. С другой стороны, если есть возможность, можно пойти в другой храм или к другому священнику.
Кроме того, обязательно нужно и самим учиться исповедоваться. Исповедь — это не беседа, не жалобы на других людей, не рассказ о жизни и о своих переживаниях. Если очень нужно о чем-то рассказать или спросить, то можно это, в крайнем случае, и совместить с исповедью, но только когда за спиной не стоят еще несколько десятков желающих исповедаться. Тогда для беседы лучше выбрать другое время.
Перечисление всех известных грехов  или отчет перед Богом — тоже не исповедь. Исповедь — это покаяние, по возможности сердечное, в том, что тяготит совесть, в том, чем мы действительно оскорбили Бога и ближних. К исповеди надо готовиться дома, сравнивая свою жизнь с тем, что заповедал Господь в Евангелии или через апостолов, пользуясь и разъяснениями святых отцов. Еще лучше каждый вечер испытывать свою совесть, просматривать мысленно все, что сделано нами в течение дня. Если так учиться каяться, то трудностей с исповедью будет возникать меньше.
В тех случаях, когда нам все же кажется, что при таинстве исповеди нас не выслушали, не дали высказаться, и нас это смущает, следует помнить слова блаженного Августина: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то через него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать… Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят Божественные таинства: они святы от Того, кому И принадлежат».
«Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь», — писал преподобный Амвросий Оптинский.
И в заключение приведем слова старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой пустыни. Он говорил: «Любите, уважайте, берегите вы своих священников… Если же что они сами делают несправедливо, на это не глядите, а слушайте, что они говорят, и это исполняйте на деле».

Просмотры (2326)

Один комментарий к “Почему нельзя осуждать священников

  1. Св. Григорий Богослов пишет: «Рассуди так: у тебя два перстня: один золотой, другой железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими ты сделал печати на воску. Чем одна печать отлична от другой? Ничем. Распознавай вещество печати на воску и, если ты мудрее всех, скажи, который оттиск железного или золотого перстня? Ибо, хотя вещество различно, в начертании нет различия. Так и крестителем и исповедником да будет у тебя всякий священник, потому что хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения (равно как и других таинств) одинакова, и посему одинаково может привести тебя к совершенству всякий иерей, наставленный в той же вере» (Творения св. Отец. т.3, с. 298-299)

    «Что тебе до того, что священник скверный и злой? Но если и добрый и благочестивый за тебя Бога молит, что пользы, если ты сам злой? Также тебе не вредит и скверный, если ты сам верен Богу и угодил Ему, ибо вся благодать от Бога: священник только уста отверзает, говорит же все Бог» (Св. Злат. из пролога 4 февраля).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *