Чем дальше в лес, тем больше дров

Протоиерей Андрей Лемешонок: Чем дальше в лес, тем больше дров. Когда человек начинает какой-то путь, ему кажется, что все просто, что надо идти вперед, поднять голову и бодро шагать с песней. Но потом картина меняется, и вот человеку кажется: может, он пошел не туда? А может быть, он не дойдет? А может быть, есть какой-то другой путь, обходной, более простой и ровный? И начинаются сомнения, колебания, хотя вначале у него все было просто.

Пришел человек к Богу, и ему кажется, что все: жизнь уже поменялась, он уже святой, и все должны его слушать, и Бог будет во всем ему помогать. Но эти иллюзии, конечно же, очень быстро разрушаются. А может, и не быстро. Чем быстрее, тем лучше, потому что много бед может быть от такого человека, который, любуясь собой, учит всех, как жить с Богом. Очень много людей может это оттолкнуть, когда они видят или чувствуют фальшь, какую-то браваду, какие-то духовные лозунги, за которыми ничего не стоит.

А когда перед человеком стоит его полная немощь, когда он уже не понимает, что ему делать, потому что видит: во всем, во всех его действиях есть грех, — конечно же, это состояние собственной нищеты отрезвляет. Надо, чтобы оно отрезвляло, но не повергало человека в уныние. Поэтому мы все время говорим о том балансировании, о той постоянной внутренней работе, которая необходима верующему человеку, чтобы враг его не использовал и не обманывал.

Иногда нам открываются наши неправильные действия и ошибки. Нужно вовремя остановиться, не обманывать себя и начинать все сначала.

Жизнь верующего человека, христианина, соприкасается уже с иной, новой, вечной жизнью, в которой мы, конечно же, ориентируемся по старым картам, по старым меткам жизни, а жить нужно уже по-другому. Вот это противоречие раздирает, разъедает и разрушает человека. И здесь, действительно, смиренным дается благодать.

Если человек смиряется с самим собой, со своими немощами, если терпит, сознает, что он, вообще, ничего не достоин и сам по себе сегодня ничего сделать не может, то тогда человеку легче. А когда человек наэлектризован гордыней, когда у него много инициативы, много энергии, то тогда ему очень трудно. Нужно остыть, не спешить, не суетиться. От этого человек может заунывать — от того, что все хочет сделать, а его никто не слышит, и никому его эта «духовная» энергия не нужна.

Личная человеческая энергия бывает очень саморазрушительной. Поэтому сила Божия не в силе человеческой совершается. Если бы была сила Божия, да еще плюс сила человеческая, то были бы уже две силы. Когда человек, находясь в немощи, по-настоящему чувствует свою вину, тогда он становится ближе к Богу и начинает реально, может быть, не до конца, но уже реально, правильно видеть, по-другому смотреть на этот мир, потому что не мешает ему его мнение, настроение, какие-то состояния, это удивительно.

Вот я вспоминаю почившую нашу послушницу Тамару. Она была человеком очень строптивым и вспыльчивым, иногда говорила людям вещи неправильные, жестокие даже, я бы сказал. Она привыкла к этому в интернате. Но потом какой переворот случился, когда человек болел, страдал. Она вдруг стала совершенно другая — другие слова, другое состояние души. Правильное состояние, когда человек со своими правдами, обидами, претензиями умирает, а рождается новый человек, который смиряется, принимает волю Божию, благодарит Бога, у которого все, действительно, становится на свои места. Видите, какая перемена может быть! Но это связано с болезнью, с каким-то потрясением.

Есть такое слово: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах (Пс. 114: 3–4). Но разве нам нужно всем хотеть болеть? Человек может сказать: я лучше буду болеть, чем грешить. Нет, так не надо говорить! Нужно следить за своим здоровьем. Но в меру, чтобы это не было культом, каким-то идолом. И, в то же время, нужно посильно что-то делать. Для этого не нужно разгадывать какие-то кроссворды — все на виду, у нас есть круг наших дел, обязанностей, те люди, которые нас окружают. Здесь — просто целина, здесь нам нужно еще столько всего исправлять, столько менять!

Но иногда бывает очень трудно преодолеть себя. Потому что ты, в общем-то, заражен грехом, и грех показывает тебе правду человеческую, в которой, конечно же, ты порой не видишь промысла Божия, не видишь смирения, долготерпения Божия и судишь неправильно, делаешь неправильные оценки. Потому что ориентируешься на самого себя.

Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9: 23).Вот как отвергнуться себя? Ведь если ты не отвергнешься себя, то пойдешь не в ту сторону. Как же отвергнуться себя? Можно ли это своими силами? Конечно, нет. Но в христианстве побеждается естества чин. Ведь, действительно, какие рамки ставит нам Дух Святой через апостола: несть иудей, ни эллин: несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Ср.: Гал. 3: 28). Все живы у Бога: Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробех. Уже нет мертвых, но ты — мертвец, и тебе очень трудно становиться живым, потому что ты привык к жизни мертвой, сонной, расслабленной, где все построено на эгоизме, на какой-то чувственной, душевной основе. Такой человек, конечно, в Царство Божие не войдет.

Чтобы нас все-таки как-то подвигнуть к вечности, нам нужна любовь Божия. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11: 28). Значит, Господь не делает никаких ограничений — ни по возрасту, ни по каким-то способностям — все придите. Казалось бы, все в равных условиях, все могут трудиться.

Вот подходит человек и говорит: «Что мне делать?» Ты делай хоть что-нибудь, но делай усердно, внимательно, по любви, со смирением. Не нужно на голову становиться или в джунгли какие-то ехать. Возьми тряпку и мой пол, чтобы был чистым, — и это дело будет святым. А если еще делать это с молитвой и смирением…

«Что мне делать? Как спастись?» Как будто бы это какая-то загадка — как спастись! Никого не осуждай и за все Бога благодари, не верь греху, который в тебе живет. Опять же, нужно себя победить, свое мнение, свое «я», растоптать его. Все мы прекрасно все знаем, что нам делать, но духу не хватает сделать. И поэтому обвиняем кого-то, ищем оправдания в каких-то обстоятельствах, что мы не готовы… Мы все ищем чего-то, кого-то, а враг пользуется этим.

Люди-то все не плохие, а просто каждый убеждает себя самого в своей правоте и видит неправду другого человека. И это, конечно, порождает какие-то недоразумения, недоумения, разрушает единство, тот мир Божий, который Господь принес каждому из нас.

Минуты бывают разные. В нас живет грех, он напоминает о себе. В какую-то минуту благодати, когда Господь покрывает все, мы бодрствуем, и тогда нам хорошо, мы, как апостолы, на Фаворе: добро нам зде быти (Ср.: Лк. 9: 33)! Но на нашей маленькой Голгофе мы можем сказать: «Ничего не знаю, я тут ни при чем, отстаньте от меня, не трогайте меня!»

Поэтому созидание чего-то в этом мире — сложное дело. Сложное дело — даже создание просто семьи. Сколько сейчас настоящих семей, где бы люди служили, подчинялись друг другу, любили, видели друг друга? Это — чудо! А говорить, вообще, о Сестричестве, о монастыре — это безумно по-человечески, потому что каждый человек со своим мирком, в котором тесно другому мнению, какому-то другому видению: моя правда, и себе я верю больше всех. А нужно, чтобы Бог нас объединял.

Церковь — это то единство, та конструкция в нашем мире, которая неразрушима, которую не одолеют врата адовы, потому что Христос любит нас, потому что Церковь стоит на любви, на любви Христа к человеку. И эта любовь, и сегодня, и завтра — безответная, потому что мы этой любовью не дорожим, мы к ней привыкаем. Эта любовь не умаляется, и даже там, где умножится грех, преизобилует благодать (См.: Рим. 5: 20). Господь не спрашивает нас: «Достоен ты или не достоен Моей любви?» Он говорит: «Хочешь ли ты этой любви?»

Но насильно Бог не навязывает нам Свою любовь. Мы живем милостью Божией, той любовью Божией, которая нас сегодня соединяет, несмотря на все то греховное, что, казалось бы, давно должно было уже нас разъединить. Мы видим, как отдельные люди, поддаваясь своему человеческому видению и какой-то человеческой оценке и правде, уходят на сторону далече. Они решили, что их правда — самая правильная, что их мнение — самое верное, но это ошибка. Когда человек увидит эту ошибку? Он может увидеть ее только в конце жизни, а может увидеть вскоре.

Так тоскливо, когда слышишь о разрушениях… Вот сидишь часами на исповеди, подходят молодые люди и говорят о том, как дьявол разрушает семьи, как ожесточает людей друг на друга. И ему удается сделать самое страшное — родные люди из-за каких-то материальных ценностей, из-за наследства, квадратных метров становятся врагами. Как это страшно! Как человек может продешевить, оказаться в безумии! А такое сплошь и рядом.

Когда постоянно слышишь подобное, то оптимизма и радости становится все меньше и меньше. Но в то же время нужно понимать, что все это временно, поверхностно. Нужно говорить об источнике жизни, о радости, которая есть и действует в этом мире и которая побеждает этот мир. Хотя увидеть это глазами человеческими иногда просто невозможно, тут нужны вера и доверие к Богу. Здесь нужно отвержение себя, своего мнения, своего видения, своей сегодняшней ситуации.

Хорошо, если человек смиряется и слышит, а иногда человек этого не делает и не хочет слышать ничего. Самое печальное, что иногда все это прикрывается псевдоправославными идеями. До абсурда иногда может доходить. Человек со своим «православием» не видит ближнего, который рядом страдает, мучается — не до него! Надо решать космические задачи. И подобное — сплошь и рядом. От этого, опять же, оптимизма не прибавляется, но нужно не терять надежды и веры.

Мы должны помогать друг другу, поддерживать один другого, друг друга немощи носить, чтобы не упасть и не потерять связи с Богом. Наша общая молитва, собрания помогают, наверное, нам, хотя не всегда это бывает. Иногда бывают какие-то веселые мотивы, иногда — грустные, а порой — очень печальные. Но это жизнь, нам нужно жить дальше, проживая, переживая какие-то страницы нашей жизни, ее моменты, периоды и делая вывод из того, что происходит, чтобы нам не ошибиться, не поверить греху, который иногда гораздо правдоподобнее, чем то, что говорит Господь.

Наш путь продолжается, и мы пытаемся что-то найти, что-то открыть в сегодняшней жизни. Самое главное, что Бог рядом, что наша жизнь и жизнь наших близких в Его руках, а не в руках случая, везения, каких-то совпадений. Все под контролем Божиим.

Просмотры (344)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *