Радоница

Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи. В Страстную Седмицу сердца верующих были переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних. Не было молитвы об усопших, потому что все церковные песнопения, все богослужение этой седмицы посвящено страданиям Господа и великому подвигу искуплений, совершенному Богочеловеком. В Светлую же Седмицу торжество радости воскресения Христова и победы над смертью как бы отнимало преграду, отделяющую живых от умерших: Церковь земная, воинствующая, сливалась воедино с небесною, торжествующею,- потому не благовременно было молиться об умерших, когда самая смерть попрана, ад побежден, когда, по слову Златословесного проповедника, никтоже да рыдает убожества, никтоже да плачет прегрешений, ибо и сущим во гробех Христос живот даровал. И вот, по прошествии седмицы светлого торжества, чада православной Церкви спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» своих усопших, и сколь сладостно душам усопших слышать всеоживляющий привет воскресения! Этимологическое слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Именно в Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение усопших, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22,32). По свидетельству святителя Иоанна Златоуста( IVв.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах в древности. Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха-время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. В патерике Киево-Печерском есть такой рассказ: однажды, в день Пасхи, богоугодный старец вошел с диаконом покадить святые мощи в пещерной трапезе и в восторге душевном возгласил: «Святые отцы и братия! Сегодня — Христос Воскресе!» — и вдруг от всех гробов угодников Божиих будто гром небесный последовал ему ответ: «Воистину Воскресе!» Веруем и уповаем, что и наши усопшие о Христе отвечают нам тем же на наш радостный привет воскресения.

Просмотры (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *