Егда приидеши, Боже, на землю со славою…

Сегодняшнее воскресенье носит название мясопустной Недели и посвящено напоминанию о Страшном Суде живых и мертвых, события которого описаны в Евангелии от Матфея (См.: Мф. 25: 31–46). Думаю, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, как предстанет перед Господом… За плечами уже столько грехов, столько неверных решений и поступков, что остается лишь надеяться на Божие милосердие. И самое главное — вспомнить, каким судом нас будут судить. Господь сказал в нагорной проповеди: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7: 1–2). Вот об этом стоит подумать сегодня. Чаще всего мы испытываем страх перед предстоящим пришествием Христа, забывая о том, что в первую очередь это встреча с Отцом Небесным. И Он, желая спасти каждого, указал тот путь, которым следует идти… Так мало надо на самом деле христианину для спасения! Не грешить, а если согрешаем — каяться. Не судить, а если осуждаем — помнить, что и к нам милость проявлена не будет. Давайте проживем сегодняшний день, вспоминая только свои грехи. Свои и ничьи больше. Давайте решимся, наконец, оставить служение страстям и приготовимся ко вступлению в пост. Давайте постараемся исполнить заповеди Христа и полюбим ближнего. Ведь любовь не судит. Она сопереживает и сочувствует тому, кто грешит.

А слова cвятых отцов пусть помогут нам осознать всю значимость Недели о Страшном Суде, потому что слишком часто мы стараемся не думать о предстоящей встрече со Христом и о том, что придется дать ответ за все свои дела…

Святые отцы о Страшном Суде

Святитель Григорий Нисский: «Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе».

Священномученик Фаддей Успенский: «В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, — например, так влияют на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и помышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий образ подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, не проявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Господь во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя (1 Кор. 4: 5)».

Преподобный Ефрем Сирин: «Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…

Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники — потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его…»

Святитель Феофан Затворник: «Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть — в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем».

«Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет».

«Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния».

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь — побудительная причина милости — есть соуз христианского совершенства (Кол. 3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (См.: Мф. 5: 44–48; Лк. 6: 32–36)! Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости не сотворшему милости… (Ср.: Иак. 2: 13) Аминь».

Просмотры (210)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *