Кто такой Дед Мороз?

Многие современные дети ждут на Новый год подарков от Деда Мороза. Часто Дед Мороз приходит даже в Воскресные школы, поздравить детей с Рождеством. Иногда православные не знают, как относиться к этому персонажу. Кто такой Дед Мороз? Имеет ли он какое-то отношение к святителю Николаю? Попробуем разобраться.

Санта-Клаус

Западный аналог Деда Мороза — Санта-Клаус связан с Николаем Чудотворцем. Святой Николай с детства отличался исключительной добротой. Всю свою жизнь он помогал всякому, кто попадал в трудное положение: своими молитвами, заступничеством, деньгами. И по сей день этот любимейший многими святой помогает всем, кто обращается к нему за помощью в любом несчастье. Даже мощи его непрестанно источают целебное миро. О Николае Чудотворце читайте здесь.

Как же святитель Николай превратился в Санкт-Клауса, доброго рождественского деда, приносящего детям подарки? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством.

В житие Николая Чудотворца говорится о его помощи обедневшему отцу трех дочерей. Святитель ночью тайно подбросил в сад отчаявшегося и готового отдать дочерей на греховную жизнь горожанина, три мешочка с золотом и тем спас семью от голода и от духовной гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками.

В западной Европе история о спасении трех дев приобрела новое звучание: святой Николай бросил золотые монетки в трубу дома, в котором жили бедные сестры. Монетки упали в чулки, сушившиеся у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения Святого Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века. Постепенно святой Николай в воображении детей превратился из старого епископа в веселого сказочного старика и стал приносить подарки на Рождество. Изображая доброго святого, взрослые наряжались в одеяние епископа, брали посох и ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро найти в них сласти и игрушки.

Так великий святой постепенно превратился в сказочного героя.

Дед Мороз и ребенок из православной семьи

Обыкновенный ребенок не может обойтись без игр, песен, сказок. Если они проповедуют добро, учат любить окружающих людей, заботиться о сотворенном Богом мире — в них нет ничего опасного для ребенка. Это не противоречит его православию, а скорее готовит душу для более глубокого, всестороннего впитывания веры в будущем. Искусственная изоляция ребенка от всей сокровищницы детской культуры, накопленной человечеством за много веков, приведет к деформации его психики — какие-то сферы души так и не оживут в нем.

Если воспринимать Деда Мороза как сказочного героя, то он вызывает только позитивную реакцию. Ведь в основе его действий — доброта, милосердие и готовность на творение чуда для другого. К этому же он призывает и детей — об этом свидетельствует «Обращение к детям планеты Всероссийского Деда Мороза и Санта Клауса Лапландского», размещенное на сайте проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В этом документе, в частности, говорится: «Берегите мир на планете. Ведь только там, где царят мир и дружба, где один человек стремится понять другого, происходят настоящие чудеса. …Не забывайте каждый день делать хотя бы одно маленькое чудо. Ведь каждый шаг на пути к мечте — это доброе чудо! Каждое слово, дающее надежду, — это доброе чудо! Каждый миг радости, подаренный людям, — это доброе чудо! Вам предстоит совершить великое множество чудес и сделать мир лучше, добрее и счастливее»

(http://www.udedamoroza.ru/).

Отношение к Деду Морозу Русской Православной Церкви неоднозначно. С одной стороны, его «присутствие» под елкой настолько привычно для глаза русского человека, что даже не вызывает вопроса — и среда священнослужителей в этом не исключение: «Как это нет Деда Мороза, когда елка и Дед Мороз стоят в каждой духовной семинарии? Дед Мороз — это культурная традиция, которая присуща России и другим народам», — сказал в 2002 году в одном из интервью наш Патриарх (тогда митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл)

(http://www.interfax-religion.ru/).

Если воспринимать Деда Мороза как светский символ, олицетворяющий нравственные идеалы добра и сочувствия, а также таящейся в каждой душе надежды на чудо, он вызывает сугубо положительные эмоции. И совершенно естественно, что под елкой даже в православной семье будут стоять Дед Мороз со Снегурочкой — стоят же они, по свидетельствам журналистов, даже в Чистом переулке. И Его Святейшество воспринимает Деда Мороза именно так — как символ добра, любви и чуда для детей: «Все, что несет в себе добро, надо приветствовать. А Дед Мороз раздает подарки, утешает, радует детей»

(www.portal-slovo.ru).

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред.

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

А на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

 

Просмотры (866)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *