«На рѣкахъ вавилонскихъ».

По мѣрѣ того, какъ приближается Великій Постъ, все больше и больше появляются въ богослуженіи особыя молитвословія, которыми Церковь какъ бы подводитъ, готовитъ насъ къ постному времени молитвы, поста и покаянія.

Когда была недѣля Мытаря и Фарисея, Церковь наканунѣ запѣла пѣснь покаянія — «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче», а въ слѣдующую — прошлую — субботу прибавилось еще то молитвословіе, которое пѣлось и сегодня. Это — одинъ изъ псалмовъ псалтири Давидовой, который начинается словами: «На рѣкахъ вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сіона».

Еще въ прошломъ и позапрошломъ году приходилось мнѣ говорить о значеніи этого пѣснопѣнія въ нашемъ Новозавѣтномъ богослуженіи, но не всѣ, вѣроятно, это помнятъ и не всѣ слышали, поэтому напомню еще разъ.

Прежде всего, въ этомъ псалмѣ воспоминается опредѣленный моментъ изъ священной исторіи, на который указываютъ слова, взятыя изъ него: «Помяни, Господи, сыны эдомскіе, въ день Іерусалимль глаголющіе: истощайте, истощайте до основаній его». Эти слова указываютъ на ту трагедію, которую пережилъ народъ израильскій тогда, когда городъ Іерусалимъ былъ разрушенъ завоевателями — Вавилонскимъ царемъ Навуходоносоромъ, а народъ израильскій былъ отведенъ въ плѣнъ къ далекимъ рѣкамъ вавилонскимъ.

Готовясь встрѣтить и отразить завоевателя, Израиль заручился помощью родственнаго ему племени идумеевъ, потомковъ Исава, «сыновъ эдомскихъ». Они обѣщали іудейскому народу союзъ, помощь и поддержку. И вотъ, въ этомъ псалмѣ указывается, какъ вѣроломно они измѣнили, какими предателями оказались эти «сыны эдома въ день Іерусалима» — въ тотъ страшный день, который былъ такъ памятенъ Іерусалиму, — когда враги, жестокіе и безпощадные, разрушали священный городъ, а «сыны эдома», вмѣсто обѣщанной помощи, кричали: «Истощайте, истощайте до основаній его», т. е. разрушайте его до самаго основанія…

Кому же было потомъ пожаловаться побѣжденнымъ израильтянамъ? Кому могли они повѣдать свою скорбь и страданіе? Изъ древности идетъ къ намъ старинное выраженіе «горе побѣжденнымъ». Не у кого было искать защиты и помощи побѣжденнымъ израильтянамъ. И вотъ, ко Господу они обращаются, говоря: «Помяни, Господи, сыны эдомскіе въ день Іерусалимль» — не забудь, Господи, въ Твоемъ правосудіи этого страшнаго дня Іерусалима, когда такое ужасное предательство осуществили тѣ, кто обѣщали быть нашими союзниками…

«Горе побѣжденнымъ». Такъ это было тогда. Такъ бываетъ и теперь.

Когда были послѣднія грозныя войны, и одни оказались побѣдителями, а другіе оказались побѣжденными, то побѣдители объявили побѣжденныхъ «военными преступниками», хотя тѣ такъ же энергично и мужественно боролись за свою страну, какъ побѣдители за свою. Этого не было до «міровыхъ войнъ», когда завоеватели умѣли уважать мужество и храбрость побѣжденныхъ, не называли ихъ преступниками и не предавали суду.

Это похоже и на то, какъ въ нѣкоторыхъ странахъ идетъ «революціонная чехарда»: одинъ строй смѣняется другимъ, и одна партія одолѣваетъ другую. Когда боролись двѣ партіи и одна другую побѣдила, то побѣдители объявили себя патріотами, а противниковъ — бандитами. Прошло короткое время; положеніе измѣнилось; и бандиты оказались патріотами, а патріоты — бандитами. Ибо — «горе побѣжденнымъ».

Но конечно, основной смыслъ пѣснопѣнія «На рѣкахъ вавилонскихъ», примѣнительно къ намъ христіанамъ, не въ этомъ только историческомъ моментѣ. Намъ этотъ псаломъ напоминаетъ о томъ, какъ евреи въ плѣну вавилонскомъ научились любить свои святыни, дорожить ими и беречь ихъ. Жестокіе завоеватели говорили имъ: «Воспойте намъ отъ пѣсней Сіонскихъ», а они отвѣчали: «Како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей?»

Такъ, вотъ и намъ, которые побывали на многихъ рѣкахъ вдали отъ своего отечества, надлежало бы взять примѣръ съ еврейскаго народа, какъ онъ научился въ плѣну вавилонскомъ беречь свои святыни, почитать ихъ и дорожить ими.

Но основной, духовный смыслъ этого псалма былъ объясненъ, въ согласіи съ другими св. отцами, когда-то великимъ старцемъ Амвросіемъ. Въ одномъ изъ своихъ наставительныхъ писемъ о. Амвросій, обращаясь къ себѣ самому, говоритъ: «Дщи вавилоня, плоть моя окаянная, когда же я научусь разбивать грѣховныхъ младенцевъ твоихъ о камень вѣры?» Когда грѣхъ еще только обозначился въ душѣ человѣка, но еще не овладѣлъ ею, св. отцы называютъ его «грѣховнымъ младенцемъ». Это значитъ, что соблазнъ грѣха обозначился въ душѣ, но человѣкъ можетъ побѣдить этотъ соблазнъ, который именно тогда и нужно отражать, когда онъ только появляется. Если человѣкъ задерживаетъ соблазняющій его предметъ въ душѣ и въ мысли, останавливая на немъ свое вниманіе, то онъ съ каждымъ моментомъ становится острѣе и притягательнѣе, и чѣмъ дольше остается этотъ соблазнъ въ душѣ, тѣмъ труднѣе его преодолѣть. Вотъ почему и говоритъ великій старецъ, что нужно «грѣховныхъ младенцевъ разбивать о камень вѣры», и бороться съ грѣхомъ, выбрасывая его вонъ — тогда, когда онъ появился въ душѣ, но еще слабъ, какъ младенецъ, и еще душею не овладѣлъ. И это надлежитъ помнить каждому изъ насъ.

Вѣроятно, многіе изъ васъ читали, какъ одинъ мудрый старецъ училъ своего ученика, молодого послушника, бороться съ грѣхами и говорилъ ему: «Чадо, вырви это деревцо». Оно было совсѣмъ молоденькое, только что начало расти, и тотъ безъ труда это сдѣлалъ. «Теперь вырви вотъ это», сказалъ старецъ. Другое дерево было гораздо толще, т. к. дольше росло, и послушникъ вырвалъ его съ большимъ трудомъ. «А теперь вырви вотъ это», — и старецъ показалъ на толстое старое дерево. Конечно, ученикъ ничего тутъ сдѣлать не могъ. А старецъ и говоритъ: «Помни, съ грѣхомъ надо бороться въ самомъ началѣ иначе онъ обратится въ привычку и тогда будетъ трудно одолѣть его, а дальше онъ можетъ такъ овладѣть душею, что она уже совершенно будетъ не въ силахъ отъ него оторваться».

И вотъ объ этомъ подвигѣ борьбы съ грѣхомъ и говоритъ намъ пѣснопѣніе «На рѣкахъ вавилонскихъ», научая насъ тому, что нужно всякій грѣховный соблазнъ, который приближается къ намъ, сразу же, какъ только онъ появится, разбивать о камень вѣры, не допуская его овладѣть душею. Аминь.

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 84-87.

 

Просмотры (37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *