Говорил авва Иперхий: «Наговор змея вывел Еву из рая: таково и злоречие о ближнем. Оно губит душу слушающего, губит и душу говорящего».
Человек, наполненный любовью, познавший Бога и стремящийся в Царство Небесное, благоухает. Человек, ищущий в своей жизни Христа, идущий за Христом, преображается. Меняется его внешний вид, глаза оживают, появляется способность видеть и слышать ближнего, слова становятся благоразумными, потому что произносятся в мире, свидетельствуя о внутренней жизни. И если человек внимателен к себе и не смотрит по сторонам, а занят внутренним миром своей души, если его силы направлены на то, чтобы не согрешить, не причинить боль ближнему своему, не соблазнить тех, кто рядом, то вокруг такого человека все преображаются.
И в то же время, когда человек истерзан грехом, когда внутри него постоянно бурлят страсти, кипит злоба, тогда слова человека и его поступки разрушительны. Он ранит ближнего, причиняя боль и себе и тем, кто рядом. Для нас важно обуздать свой язык. Мы не можем говорить о внутреннем постоянном мире, мы колеблемся, мы падаем, но как важно для нас в плохом состоянии, в немирном настроении сомкнуть уста и не говорить необдуманных слов.
В жизни мы слышим много страшных, безобразных слов, встречаем людей, которые теряют контроль над собой, и их слова становятся ядом. И как важно защитить себя от этого смертоносного яда, не впустить в свой ум, в свое сердце обиду, злость, не ответить злом на зло, а пожалеть тех, кто злословит, кто осуждает, кто несет в себе грязь и распространяет ее вокруг себя.
Слово Божие — это живительный источник для всех жаждующих правды Христовой. Мы не можем сегодня удержаться в мирном, ровном состоянии. Но нужно просить, чтобы мир Христов и тишина пришли в наши сердца.
Одним кротким, смиренным словом можно остановить и примирить ближних. Господь дал возможность человеку вместе с Ангелами славословить творца. И страшно, когда человек использует дары Божии как смертоносное оружие, осуждая, злословя своего ближнего, разрушая его мир. Поэтому будем немногословны, будем помнить, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде.
Когда грех разрушил связь с Богом, люди перестали слышать друг друга. Слова стали грязными, жесткими. Люди стали кричать, и этот крик, этот шум свидетельствовал об их глухоте. И когда пришел Господь в этот мир, Его не услышали, не увидели. «Распни, распни!», — кричала толпа, жаждующая хлеба и зрелищ.
Сегодня шум, крик становятся нормой жизни в огромных городах, где тысячи, миллионы людей ютятся в своих бетонированных, каменных клетках. И попадая на природу, человек уже не может жить без шума. Он включает магнитофон, радио, чтобы заглушить свою внутреннюю пустоту. Эта пустота порождает много слов, но они бессмыслены, в них нет красоты Божией.
Слова, сказанные по любви, исходящии из любящего сердца — это живительный бальзам, исцеляющий раны нашей души. Мы все нуждаемся в добром, теплом слове. Но за это слово нужно бороться, искать его в молитве, в покаянии. Это слово дает нам Господь для того, чтобы мы начали понимать, слышать, любить друг друга.
И как важно, чтобы мы научились разговаривать друг с другом, учились разговаривать с Богом в молитве. Молитва восстанавливает внутреннюю красоту, дает возможность человеку говорить те слова, которые помогут, поддержат, укрепят ближнего, а не смутят или опустошат.
Святая Церковь собирает людей, чтобы научить их говорить едиными устами и единым сердцем. И во время Божественной службы весь храм исповедует веру в бессмертие, веру в воскресение, веру в победу над злом. Слова, которые звучат в храме во время Богослужения, исполнены Духа Святаго. Они ожитворяют нас, они лечат наши раненные души.
«Мир вам», — говорит священник. а через него Сам Христос. Стяжай этот мир и поделись им со своим ближним. Все, что мы говорим, будем стараться говорить в присутствии Божием. Тогда Сам Господь начнет вразумлять нас и мы избавимся от слов ненужных, от слов, в которых нет любви.
Будем учится жить по-христиански, хранить слова Божии в своем сердце. Будем учиться разговаривать с Богом, потому что от этой учебы зависит спасение нашей Бессмертной души.
Просмотры (194)