Кто мой ближний и чем ему помочь?

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 34–40).

Пожалуй, любому христианину очевидно, что любовь и вера должны выражаться не только словами, поэтому дела милосердия являются неотъемлемой частью жизни верующего человека. Вот только каждый по-своему понимает, что является благом для ближнего. И, к сожалению, мы очень часто превращаем добрые дела в так называемую медвежью услугу, о которой повествовал А. Крылов в своей басне «Пустынник и медведь». Или, выполняя глобальную задачу по спасению всего мира, причиняем вред тем, кто находится совсем рядом. Ведь только в том случае мы сможем сотворить что-то действительно угодное Богу, если будем подвизаться в борьбе с гордыней, тщеславием и своеволием, а все свои поступки станем соотносить с Божиими заповедями…

Кто мой ближний?

Однажды в церковную лавку, где я несла послушание, пришла пожилая женщина. Она просила помочь с выбором литературы, и мы разговорились. В беседе я узнала о необычном занятии моей гостьи. Эта женщина содержала на своей жилплощади более двадцати котов и кошек, которых подбирала на улице, лечила и оставляла у себя. Как свидетельствовала сама рассказчица, муж, дети и соседи были категорически против постоянно орущих животных и неприятного запаха, который не желал исчезать, как бы тщательно хозяйка ни убирала за своими питомцами. Апеллируя к словам из Писания: Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12: 10), женщина сетовала на озлобленность и непонимание окружающих, которые не хотели мириться с ее «милосердием». К сожалению, мне так и не удалось убедить ее пересмотреть свою точку зрения относительно того, кто же на самом деле является нашими ближними — семья или бездомные коты…

Приведу еще один яркий пример, свидетельствующий о том, что если мы неправильно расставляем приоритеты, то пострадать могут самые дорогие нам люди. Одна из моих знакомых была настолько безотказной, что окружающие просто пользовались этим. Она помогала всем. Просили приехать — приезжала, просили потрудиться — трудилась. И все бы хорошо, да только родные страдали: муж недоволен постоянным отсутствием супруги, а детям не хватает внимания… Спросив совет у опытного священника, эта женщина поняла, что если не научиться говорить людям «нет», можно потерять свою семью. Теперь ее больше не мучают мысли о том, что она совершает страшный грех, отказывая кому-то в просьбе. Все-таки необходимо трезво оценивать свои возможности и не допускать, чтобы оказанная помощь обернулась для кого-то злом.

И, конечно, говоря о ближних, нельзя не вспомнить, как Сам Христос ответил на этот вопрос фарисею. Он рассказал притчу о добром самарянине, показывая, что христианин не должен быть высокомерным к «чужим», потому как очень часто они оказываются сострадательнее «своих» собратьев по вере. Интересен эпизод, который описывает Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Человеческий лик Бога. Проповеди»: «Приведу в качестве примера случай из собственной пастырской практики (а подобных случаев было, увы, немало). Я тогда жил в глухой литовской провинции, был настоятелем четырех маленьких бедных приходов, находившихся на большом расстоянии один от другого. Однажды меня попросили отслужить панихиду на русском кладбище, куда пришлось очень долго добираться на попутных машинах (общественный транспорт туда не ходил). Вместе с псаломщиком я совершил панихиду; присутствовало более сотни людей, приехавших на тридцати автомобилях.

Когда панихида закончилась, хлынул ливень. Я спросил, не сможет ли кто-нибудь из них подвезти нас до ближайшего населенного пункта. Но они один за другим стали вежливо отказывать, говоря, что, к сожалению, очень заняты, что в ресторане их ждет поминальный обед, что они едут в противоположную сторону. Мы с псаломщиком отправились под проливным дождем пешком по проселочной дороге, не зная даже, в каком направлении надо идти. Мы прошли совсем немного, и вдруг нас догнала машина, и нам предложили подвезти, куда необходимо. В машине была пара пожилых литовцев из числа присутствовавших на панихиде. Я спросил, не приглашены ли и они на поминки в ресторане. Они ответили: «Приглашены, но для нас важнее оказать услугу православному священнику, чем ехать в ресторан». Это были единственные католики на сотню православных. Кто же в тот момент оказался моим ближним?»

Извечный вопрос: «Как подавать милостыню?»

А вот что пишет протодиакон Андрей Кураев в книге «Почему православные такие?..»: «При подаче милостыни естественно возникает вопрос: пойдет ли это подаяние на пользу просящему или во вред? Ведь просят и пьяница, копящий на бутылку, и профессиональный попрошайка, и ряженый мошенник, переодевшийся странствующим монахом…

В Евангелии сказано: Просящему у тебя дай… (Мф. 5: 42). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности.

Уже во II веке в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе») — текст, быстро утраченный, а вновь обретенный только в XIX в., — говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» («Дидахе». 1). Тем не менее, «Дидахе» призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (там же).

У многих позднейших отцов встречается совет — давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит. Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню, например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех…

И все же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: Давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12: 4).

Поскольку у святых разные советы, то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя.

Просмотры (202)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *