Синдром хронической усталости

Появился в последнее время даже специальный медицинский диагноз. Врачи назвали такие состояния «Синдромом хронической усталости». Как православному человеку правильно относиться к усталости и подобным диагнозам?

Св. Церковь учит, что всякая «болезнь, печаль, воздыхание», всякая немощь, в том числе и усталость, вошли в человеческую природу после грехопадения наших прародителей. Райская жизнь первых людей не знала усталости, т.к. Бог своей благодатью поддерживал в гармонии и равновесии все душевные и физические силы человека. Первый человек и не спал, т.к. восстанавливать силы не имел нужды. «Муж дотоле бодрственный, услаждавшийся сиянием света и не знавший, что такое успокоение, теперь обнаженный распростирается по земле и предается сну» , – говорит о сотворении Евы преп.Ефрем Сирин.Через преступление человеком заповеди в раю в закон жизни человека входит совершенно иной принцип – тления и смерти. Природные способности человека приобрели характер удовольствия, т. к. сам грех прародителей представлял собой совокупность страстей (чревоугодие, тщеславие, гордость).
Итак, человеческая немощь, в т.ч. и усталость, это следствие грехопадения, доставшееся в наказание всему человечеству.
Возможно ли избегнуть этого наказания? Или, по-иному, возможно ли не уставать?
Но и Христос уставал: Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. (Ин. 4:6). Почему же безгрешный Богочеловек, не только утомлялся, но и алкал (Мф.4,2; 21,18), и жаждал (Ин. 4:7), и спал (Мф. 8:24), и ужасался и тосковал (Мк. 14:33), и находился в борении (Лк. 22:44)?

По слову преп. Максима Исповедника, «исправляя человеческую природу, Господь и Бог наш воспринял всё это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное [Им] по произволению нетлением. Поэтому вследствие страстного начала Он стал по [человеческой] природе ради нас грехом, не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Этой непреложностью произволения (Господь) исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть) началом преображения к нетлению. И как через одного человека, добровольно отвратившего свое произволение от блага, естество всех людей изменилось из нетления в тление, так и через одного человека Иисуса Христа, не отвратившего [Свое] произволение от блага, произошло для всех людей восстановление естества из тления в нетление» .
Эти человеческие немощи во Христе становятся источником нашего освобождения от греховных страстей. Мы можем теперь говорить об освящённой Христом немощи человеческой, о «святой усталости». Если человек добровольно и свободно несёт свои немощи, то «понесший немощи» Христос, дарует ему исцеление от греха. Но происходит это исцеление не как награда совне, а как благодатное вселение Христа в человека и наделение его богочеловеческими силами для укоренения в противоположных страстям добродетелях.
Это благодатное вселение Христа совершается в Таинствах Церкви. Борющийся постоянно со своими страстями, но всегда немощный и усталый, христианин дерзновенно повторяет за св. ап. Павлом: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, [хотя] немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас… Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор. 13:4). Встреча со Христом самым реальным образом происходит в таинстве Евхаристии. Именно здесь совершается восполнение немощи, недостатков человеческих. По слову преп.Иустина (Поповича), – «Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединен с Богом, весь во всем и по всему живет Богом, мыслит Богом, чувствует Богом, делает Богом, творит добро Богом, причащается бессмертию и вечности Богом. Человек – лишь Богом человек, истинный человек, совершенный человек, человек, в котором обитает вся полнота Божества» . И если таинственное соединение со Христом дарует силы и прочь гонит усталость (вспомним св.прав.Иоанна Кронштадтского ), то «кто ест и пьет недостойно, – свидетельствует св.ап.Павел, – тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:30).
Терпеливое и покорное несение немощей (усталости) привлекает к человеку благодать Духа Святого. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, – пишет св.ап.Павел, – ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим,8,2), т.е. именно молитва, совершаемая в немощи, – духоносна, благодатна.
«Чем полезно для человека познание своей немощи?» – вопрошает преп. Исаак Сирин. И сам даёт такой ответ: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования. Как скоро познает кто, и действительно ощутит, немощь свою, тогда воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего оное ведение, и богатеет осторожностью. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее (помощи Божией) величие. А также, когда рассмотрит множество принятых им мер, осторожность, воздержание, покров и ограждение души своей, в чем надеялся он найти для нее уверенность, и не обретает, — даже и сердце его, от страха и трепета, не имеет тишины, то пусть поймет и познает тогда, что этот страх сердца его обнаруживает и показывает непременную потребность для него иного некоего помощника. Ибо сердце страхом, поражающим его и борющимся внутри его (сердца), свидетельствует и дает знать о недостатке чего-то; а сим доказывается, что не может оно жить с упованием, потому что, как сказано, спасает Божия помощь. Но кто познал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Поэтому сердце, пока не смирится, не может престать от парения; смирение же собирает его воедино.
А как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость. И тогда сердце ощущает Божественную помощь, потому что обретает возбуждающуюся в нем некую силу упования. Когда же человек ощутит, что Божественная помощь вспомоществует ему, тогда сердце его сейчас же исполняется веры» .

Святые угодники Божии ежедневно препобеждали усталость и иные немощи. Свт.Василий Великий, свт.Игнатий Брянчанинов несли хроническую усталость как спасительный крест. «Слава Богу за все! И за то, что пришлось всю жизнь поболеть» , – писал свт. Игнатий.
Усталость может научить нас и ненадеянию на себя, и всецелому упованию на Бога, и непрестанной молитве (по преп. Никодиму Святогорцу), чтобы потекла в нас духовная жизнь. Но и дьявол может воспользоваться отсутствием нашего произволения благодушно переносить усталость. Он старается взрастить лютую страсть уныния (см. приложение 1) на греховном покрове плотоугодия, вызывая в человеке отвращение ко всему духовному.
Возможно ли современному человеку возобладать над своими безукоризненными страстями, чтобы они служили делу спасения, а не ввергали бы его в страсти уныния и гордости?

Обратимся к некоторым советам богомудрого святителя Феофана Затворника.
Оно может быть надолго
Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго. Не робеть надо и твердо стоять на своем, усердно исполняя принятые правила, и не ожидайте, чтоб на душе не было уже никакого вкуса. Вы и не ожидайте, чтоб на душе было всегда одинаково тепло и сладко. Так не бывает. Напротив, постоянно ждите нечаянных изменений. Когда придет вялость и отяжеление, думайте, что это вы — настоящая, — как есть; сладость же духовную принимайте, как незаслуженную милость .
Что делать в нем?
Как же быть в этом недобром состоянии? Во-первых, молиться; во-вторых, пребывать твердо в заведенных порядках и начатых делах, хоть вкус к ним и пропал; в-третьих, размышлять о дивных путях Божиих, открытых в слове (Божием). Все эти способы содержатся в молитве пророка: утверди мя в словесех Твоих…
Итак, прежде всего, молись. Унывший пророк обращается к Богу. Вместе с ним возносись туда и ты, немощный, и проси, чтоб опять в тебе возгнетен был тот же жар, при котором пред сим всякий труд был тебе не в труд, чтобы возвратился к тебе огнь благодати, и ты, будучи возбуждаем им, не переставал усердно шествовать путем заповедей Господних.
Молясь, не отставай ни от чего, что прежде делал. Пусть не будет вкуса, — нудь себя, силою воли нагибай выю твою и весь стан твой под воспринятое иго…
При том и другом, усугуби богомысленное размышление о дивных путях Божиих. В другом псалме пророк прямо говорит, что когда уныл в нем дух, то он, для отогнания его, помянул дни древние и стал поучаться в дивных делах Божиих. Из этого что вышло? Душа стала, как земля безводная, то есть, жаждущая; пробудились духовные вкусы и потребности, и душа, убитая унынием, ожила. То же и здесь. По св. Афанасию, пророк учит, что невозможно иначе изгнать дух уныния, как только поучением в Божественных словесах. Посему надлежит трезвиться и бодрствовать по слову Господа: бдите и молитеся (Мк. 14:38)…

Пространнее об этом пишет св. Амвросий: «Совершенный, устремляя ум свой к Божественным таинствам, не дремлет, но всегда бодрствует: и хотя телом иногда спит, но сердцем бдит. В другом месте пророк говорит: аще дам сон очима моима и веждома моими дремание (пока не созижду храма Богу. Пс. 131, 4). Итак, не дремлет тот, кто задумал создать храм Господу не из камней, а из благих мыслей, чувств и расположений, возбуждаемых и образуемых небесными словесами. Слово Божие разгоняет уныние — сон души и уныние ума. Сон нападает от печали и забот века. Но прилепляющийся к Богу бегает таких забот; удовольствие же находит в познании вечного порядка вещей, не смущаясь никаким изменением вещей земных…
Если оно от немощи телесной, то пройдет или утишится преданием себя воле Божией
Что теперь бывает уныние, это от немощи телесной. Непрестающее неможение производит иной раз чувство оставления всеми: отсюда пожаления себя и это жалостливое чувство, которое кажется унынием или сопровождает его.
Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния — все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы.
Но вы, кажется, «узрели это» – порешили всего себя и все свое предать на волю Божию. Помоги вам Господи пребывать так. И когда тягота одолевать начнет, вызывайте сие чувство и утвердите его посреде между вами и тяготою, — и чувство сей последней или утишится, или совсем исчезнет. Уповающего на Бога милость обыдет. Упование не посрамит… Пойте — Заступнице Усердная— Блажим Тя вси роди… Тебе необоримую стену.
Его, если не отходит, терпеть благодушно
На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-Хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно.
Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей. Господь или да отгонит его, или да подаст вам благодушие — переносить такие состояния. (15, с. 139)
В заключение обобщим: препобеждая во Христе синдром хронической усталости (каково бы ни было медицинское объяснение его происхождения), участвуя в Таинствах, благодушно перенося эту естественную немощь, борясь со страстью уныния, подвизаясь мерой трудов, благословленной духовником, православный христианин воспринимает усталость как время испытания его в верности Христу, как спасительное лекарство от гордости и самомнения, как источник познания своих немощей и глубины греховного падения, откуда очень реально, очень жизненно и правдиво слышится заново выстраданное им имя Христа – СПАСИТЕЛЬ.

Просмотры (405)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *